Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Земельное право

Любой надел допустимо конфисковать по соглашению или судебному решению. Но чаще всего это происходит в отношении тех, что имеют разрешенное использование для сельскохозяйственных нужд. Законодательной базой является Гражданский кодекс (статьи 284-286), Земельный кодекс (статьи 44-47), а также Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Здесь указывается причина изъятия, как ненадлежащее использование.

Гражданский и Земельный кодексы РФ также регулируют порядок изъятия земельных участков для нужд государства и муниципальных образований. При этом обязательно возмещение средств за него, которые будут выручены в результате реализации на публичных торгах, или предоставление аналогичного надела в другом месте.

Если же изымается земля у собственника по решению суда, то о возмещении средств может идти речь только в отношении лиц, пострадавших от преступной деятельности владельца участка. Это значит, что он будет продан с торгов и деньги будут переданы в качестве материального или морального ущерба. Бывший собственник ничего от конфискации земли не получит. Здесь действую нормы трех кодексов:

  • Гражданского – статья 243;
  • Земельного – статья 50;
  • Уголовного – статья 104.

Возможно также признание земли бесхозной, если после постановки участка на кадастровый учет права собственности на нее не зарегистрированы за определенным лицом более пяти лет. Такие наделы становятся собственностью муниципального образования и могут быть предоставлены в аренду или владение граждан. Такое основание прописано в Законе № 251-ФЗ.

Отметим, что ранее по поводу процедуры изъятия участков в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм. Федеральным законом № 499-ФЗ внесены поправки, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года, которыми в кодексе выделена целая глава (), посвященная урегулированию вопросов изъятия земли у собственников.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сфере

Последние новости

Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.

Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате. Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если на заседание не явился владелец земли или добровольно отказался от прав на нее. Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.

Участь изъятия земли могла коснуться и дачников, которые построили на своем наделе жилые дома и иные капитальные постройки, но не зарегистрировали их, уже с лета 2018 года. Дачная амнистия, объявленная для легализации таких строений по упрощенной схеме, была продлена до . Это дает возможность пройти государственную регистрацию в отношении домов без разрешения на строительство. Не получив правоустанавливающих документов на землю и строения на ней, хозяин может лишиться этого имущества на законных основаниях.

На рассмотрении Госдумы находится ряд поправок в законодательные акты относительно самостроев. Собственнику, на земле которого имеется незаконная постройка, сначала будет предписано ее снести. При неисполнении этого требования в установленный срок, помимо штрафа, который может доходить до 50 тысяч рублей, участок может быть изъят. Эта норма может вступить в силу с 1 июля 2018 года. К самострою можно отнести не только жилой дом, но и иные строения на участке земли, которые не зарегистрированы в Росреестре.

Еще по теме Статья 50. Конфискация земельного участка

  1. Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
  2. Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
  3. Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
  4. Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  5. Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
  6. Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  7. Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками
  8. Статья 38. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)
  9. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
  10. Статья 39. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения
  11. Статья 11.6. Объединение земельных участков
  12. Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
  13. Статья 11.2. Образование земельных участков
  14. Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
  15. Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства
  16. Статья 11.4. Раздел земельного участка
  17. Статья 11.5. Выдел земельного участка
Читайте так же:  Для чего нужна схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории


Земельне право України —

Земельное право Р. Беларусь —

Земельное право России —


Авторское право —

Адвокатура —

Административное право —

Административный процесс —

Антимонопольно-конкурентное право —

Арбитражный (хозяйственный) процесс —

Аудит —

Банковская система —

Банковское право —

Бизнес —

Бухгалтерский учет —

Вещное право —

Государственное право и управление —

Гражданское право и процесс —

Денежное обращение, финансы и кредит —

Деньги —

Дипломатическое и консульское право —

Договорное право —

Жилищное право —

Земельное право —

Избирательное право —

Инвестиционное право —

Информационное право —

Исполнительное производство —

История государства и права —

История политических и правовых учений —

Конкурсное право —

Конституционное право —

Корпоративное право —

Криминалистика —

Криминология —

Маркетинг —

Медицинское право —

Международное право —

Менеджмент —

Муниципальное право —

Налоговое право —

Наследственное право —

Нотариат —

Обязательственное право —

Оперативно-розыскная деятельность —

Права человека —

Право зарубежных стран —

Право социального обеспечения —

Правоведение —

Правоохранительная деятельность —

Предпринимательское право —

Семейное право —

Страховое право —

Судопроизводство —

Таможенное право —

Теория государства и права —

Трудовое право —

Уголовно-исполнительное право —

Уголовное право —

Уголовный процесс —

Философия —

Финансовое право —

Хозяйственное право —

Хозяйственный процесс —

Экологическое право —

Экономика —

Ювенальное право —

Юридическая деятельность —

Юридическая техника —

Изъятие земли постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через .

Основания для изъятия

Решение изъять землю может быть принято по инициативе органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Однако в соответствии с 4 пунктом статьи 56.4 ЗК России это может быть сделано по ходатайству следующих организаций:

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  • Субъекта монополии для обеспечения деятельности данного субъекта.
  • Уполномоченные федеральными, региональными или муниципальными властями на изъятие участков в соответствии с 49 статьёй ЗК России.
  • Недропользователи: для деятельности, связанной с использованием недр.
  • Имеющие договор на комплексное развитие территории, подписанный с органом местного самоуправления, после победы в аукционе.

В соответствии со 2 пунктом статьи 56.4 ЗК России перечень организаций, обладающих правом подачи ходатайства, утверждается Правительством РФ. Все затраты, в том числе стоимость кадастровых работ и уплату возмещения правообладателям участка несёт на себе организация, подававшая ходатайство. Это правило установлено 1 пунктом статьи 56.7 ЗК России.

Читайте так же:  Оценка имущества

Эксперты по земельным вопросам утверждают, что внесение в закон поправок, дающих право подавать ходатайства организациям, может привести к ущемлению прав граждан. Это связано с тем, что основания для отказа формальные: отсутствие , подача документов в несоответствующую структуру, отсутствие в перечне организаций для подачи ходатайства и неполный или несоответствующий пакет документов.

Порядок проведения процедуры конфискации

Поскольку конфискация является результатом уголовного судопроизводства, решение исполняют приставы. Порядок конфискации земли определен нормами , в частности, положениями ст. 104.

Изъятие собственности проходит в несколько этапов:

  1. Суд принимает решение о конфискации.
  2. После вступления в силу решения приставы получают исполнительный лист.
  3. Пристав накладывает арест на земельный участок. Арест может быть наложен и до вынесения окончательного решения о конфискации. Его могут применить определением суда по ходатайству следователя или дознавателя.
  4. С момента наложения ареста пристав может предоставить владельцу 5 суток для того, чтобы отделить конфискуемое имущество от собственности, на которую не распространяется судебное решение.
  5. Исполнитель с участием двух понятых составляет акт описи и изъятия имущества.
  6. По акту приема-передачи земельный участок передается в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (в соответствии с подпунктом «г» п. 1. )

Поскольку часто стоимость земли способна компенсировать материальный ущерб потерпевшей стороне или государству, имущество продается с торгов. По окончании процедуры собственник лишается земельного надела.

Порядок принудительного изъятия

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом.

  1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня: федеральные, региональные, местные, а также лица, которые имеют на то право по закону.
  2. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
  3. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
  4. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
  5. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.

У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

  • рыночной оценки самого участка;
  • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
  • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
  • иных сумм убытков.

В случае когда объекты недвижимости не были оформлены в собственность, никакого возмещения по ним не предусмотрено. Так как будут признаны самостроем и подлежат сносу.

Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Еще по теме Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  1. 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
  2. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права
  3. Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  4. Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
  5. Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  6. Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
  7. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
  8. Статья 31. Выбор земельных участков для строительства
  9. Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
  10. Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  11. Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  12. Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  13. Статья 103. Земли запаса
  14. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»
  15. § 1. Договор о развитии застроенной территории как гражданско-правовой договор
Читайте так же:  Оплата коммунальных услуг через интернет


Земельне право України —

Земельное право Р. Беларусь —

Земельное право России —


Авторское право —

Адвокатура —

Административное право —

Административный процесс —

Антимонопольно-конкурентное право —

Арбитражный (хозяйственный) процесс —

Аудит —

Банковская система —

Банковское право —

Бизнес —

Бухгалтерский учет —

Вещное право —

Государственное право и управление —

Гражданское право и процесс —

Денежное обращение, финансы и кредит —

Деньги —

Дипломатическое и консульское право —

Договорное право —

Жилищное право —

Земельное право —

Избирательное право —

Инвестиционное право —

Информационное право —

Исполнительное производство —

История государства и права —

История политических и правовых учений —

Конкурсное право —

Конституционное право —

Корпоративное право —

Криминалистика —

Криминология —

Маркетинг —

Медицинское право —

Международное право —

Менеджмент —

Муниципальное право —

Налоговое право —

Наследственное право —

Нотариат —

Обязательственное право —

Оперативно-розыскная деятельность —

Права человека —

Право зарубежных стран —

Право социального обеспечения —

Правоведение —

Правоохранительная деятельность —

Предпринимательское право —

Семейное право —

Страховое право —

Судопроизводство —

Таможенное право —

Теория государства и права —

Трудовое право —

Уголовно-исполнительное право —

Уголовное право —

Уголовный процесс —

Философия —

Финансовое право —

Хозяйственное право —

Хозяйственный процесс —

Экологическое право —

Экономика —

Ювенальное право —

Юридическая деятельность —

Юридическая техника —

Порядок изъятия

  1. Уполномоченный орган по осуществлению государственного земельного контроля проводит проверку наделов, находящихся в частной собственности или переданных гражданам для ведения сельскохозяйственной деятельности, индивидуального строительства и т. д.
  2. По результатам проверки правообладатель, не использующий предоставленный ему земельный участок в полной мере, получает предписание с требованием устранить нарушения и уплатить установленный законодательством штраф.
  3. По истечении срока, указанного в предписании, проводится повторная проверка. Если владелец проигнорировал предыдущее обращение властей, органы местного самоуправления составляют исковое заявление.
  4. В случае положительного решения суда земельный участок изымается у правообладателя и реализуется посредством проведения публичных торгов.

Вырученная сумма, за исключением расходов на подготовку аукциона, передаётся бывшему владельцу.

Бизнес и финансы

БизнесБанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитПромышленностьМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаСтроительствоАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьер

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Земельное право и сделки с недвижимостью
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: