Бизнес на госзакупках и коммерческих тендерах 5-ть реальных моделей

ОСОБЕННОСТИ СДАЧИ В АРЕНДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Баланцев Е.В.,юрисконсульт ФГОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», г. Ярославль

     При сдаче публичного имущества в аренду для арендодателя важно соблюдение норм действующего законодательства об аренде. Нарушение данных норм может привести к различным негативным последствиям для арендодателя, например к признанию договора аренды недействительным, недополучению доходов соответствующим бюджетом

Кроме того, статьей 19.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации договоров аренды. Правда, отметим, что действующим законодательством не установлен конкретный срок такой регистрации. Следовательно, стороны (арендатор и арендодатель) не могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если они не осуществят такую регистрацию в определенный срок (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2005 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 04.05.2005, 11.05.2005 и 18.05.2005, ответ на вопрос 17). 

Общие положения о договоре аренды

     Напомним, что глава 34 Гражданского кодекса РФ содержит нормы, регламентирующие общий порядок заключения договора аренды. В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (договору имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодателем может выступать собственник имущества (для публичного имущества это Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, субъект РФ в лице соответствующего департамента (агентства и т. д.) по управлению имуществом, находящимся в его собственности, муниципальное образование в лице соответствующего комитета по управлению муниципальным имуществом) либо иное лицо, уполномоченное собственником или законом.  

В качестве примера закрепления в законе права учреждения на сдачу закрепленного за ним имущества в аренду приведем положения абз. 1 п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». В данной норме прямо указывается на то, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества.В дальнейшем договор аренды, где арендодателем выступает публичное образование или бюджетное учреждение либо организация, мы будем называть договором публичной аренды.

Случаи заключения договора без проведения торгов

Арендатор – медицинская или образовательная организация

Читайте так же:  Течет ржавая горячая или холодная вода из крана, что делать

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Краткосрочная аренда

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ, а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади?

Читайте так же:  Не принуждения ради, а по собственному желанию

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Почему госзакупки так популярны

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению существующих моделей бизнеса в сфере госзакупок, давайте с вами разберемся, почему же они (т.е. госзакупки) пользуются такой популярностью.

А для этого предлагаю вам остановиться на минутку и попробовать представить себе наше с вами государство. Это такой огромный “организм”, для поддержания деятельности которого, постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в очень больших объемах.

То есть наше государство было, есть и будет самым крупным, постоянным, и платежеспособным потребителем. Невзирая на кризисы, нестабильную мировую ситуацию, колебания валют оно постоянно нуждается в различных товарах, работах и услугах. Государство нуждается практически во всем, начиная от карандашей и ручек, заканчивая детскими садами, школами и крупными промышленными объектами. Именно по этой причине участие в госзакупках так популярно среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

Читайте так же:  Какие документы будут нужны для оформления временной регистрации

Ежедневно на официальном сайте  — www.zakupki.gov.ru размещаются тысячи госзаказов. По состоянию на 03.02.2019 г. на сайте ЕИС зарегистрировано более 290 тысяч заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ, и более 100 тысяч заказчиков, работающих по 223-ФЗ.

Как вы знаете, спрос рождает предложение. Поэтому в настоящее время на “рынке госзакупок” так много посредников и сопутствующих сервисов, которые предлагают представителям бизнеса, да и всем желающим, сделать участие в торгах максимально простым и результативным.

Выводы и рекомендации

Бизнес на госзакупках и коммерческих тендерах 5-ть реальных моделей

Выше мы рассмотрели с вами 5-ть реальных моделей бизнеса на госзакупках и тендерах. И если быть до конца объективным, то это не бизнес в чистом виде, а скорее самозанятость. И вот почему. Бизнес предполагает построение системы таким образом, чтобы данная система могла расти и развиваться без самого владельца бизнеса. А если система целиком и полностью держится на вас, то это чистой воды самозанятость. Поэтому вашей основной задачей является построение автоматизированной системы, например создание собственного тендерного отдела.

Некоторые предприниматели, у которых уже есть свой “классический” бизнес рассматривают госзакупки, как некую диверсификацию собственного бизнеса. Учитывая тот факт, что экономическая ситуация в нашей стране крайне нестабильная, лишнее направление заработка никогда не будет лишним. Они расширяют свой существующий бизнес за счёт госзакупок: расширяют географию своей деятельности, нарабатывают новых клиентов и увеличивают портфель заказов. Тем более, что есть тендеры, которые специально проводят для малого бизнеса.

Другие напротив не имеют собственного бизнеса и строят бизнес на госзакупках с нуля: проходят обучение, выбирают прибыльные ниши для участия, либо участвуют веерным способом, находят поставщиков, привлекают инвестиции.

Однако как ни крути, важнейшим аспектом любого успешного бизнеса является предпринимательское мышление. Оно либо есть, либо его нет. А вот выстраивать систему или самостоятельно быть вовлеченными в этот процесс это уже личный выбор каждого.

На этом у меня сегодня все. Если вы знаете какие-то другие модели бизнеса в данной сфере, то можете поделиться своими мыслями ниже в комментариях к этой статье.

Надеюсь, что статья была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Земельное право и сделки с недвижимостью
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: